НА ПОЕЗДЕ С МАШИНОЙ ПО ФИНЛЯНДИИ

Популярность финских поездов, на которых можно путешествовать вместе с автомобилем, очень велика как в самой Финляндии, так и за рубежом. "Распробовали" их и российские туристы, особенно те, кто ездит в Лапландию и на север Норвегии. Мне задают много вопросов про эти поезда, потому что на сайте финских железных дорого информация о них дана, на мой взгляд, не очень удачно. Вот я и решил попробовать собрать все. что я о них знаю, в один пост.

МАРШРУТЫ
Поезда Car-carrier train (так в Финляндии называются поезда со специальными платформами или вагонами для автомобилей) имеют, по сути, одно направление: соединяют юг Финляндии (Хельстинки, Турку и Тампере) с четырьмя городами в финском севере: Оулу, Колари, Рованием и Кемиярви. Это обычные ночные поезда, составленне из сидячих и спальных вагонов и останавливающиеся в пути на многих станциях, но только перечисленных выше семи городах есть терминалы для погрузки/разгрузки автомашин.         

Всего есть 7 маршрутов: 
Хельсинки (Пасила) - Рованиеми (через Тампере и Оулу)
Хельсинки (Пасила) - Колари (через Тампере и Оулу) 
Хельсинки (Пасила) - Оулу (через Тампере)
Хельсинки (Пасила) - Кемиярви (через Тампере, Оулу и Рованиеми)
Тампере - Колари- Тампере (через Оулу)
Тампере - Рованиеми- Тампере (через Оулу)
Турку - Рованиеми - Турку (через Тампере и Оулу)

Сразу поясню, что такое Хельсинки (Пасила). Пасила - это самая ближняя станция к центральному вокзалу, в пяти минутах езды от него. Там построен терминал для погрузки-разгрузки автомобилей. 

А пассажиры, загрузившие машину на платформу, могут сесть в поезд как на станции Пасила, так и на центральном вокзале. 

Расписание у них довольно сложное, зависящее от сезона, поэтому лучше всего смотреть его в "первоисточнике"

Схемы терминалов во всех перечисленных городах можно посмотреть здесь
https://www.vr.fi/cs/vr/en/car-carrier-train-loading-sites  Я обычно нахожу терминал с помощью Гугл-карт (если на нем еще не был) и определяю GPS-координаты для навигатора. 

Платформы-вагоны для перевозки автомобилей используются двух типов. И в этом главная "засада" этих поездов. 
Есть более старые открытые платформы GFOT: на нижнем, крытом, ярусе загружается  10 автомобилей высотой до 165 см, на верхнем (открытом) - две автомашины высотой до 205 см, две - до 230 см и одну - до 260 см. Эти платформы позволят так же перевозить автомашины с катерами на прицепах на верхнем ярусе и автомобили-дома до 7,5 м длиной. 


Эти платформы универсальны, но их. к сожалению, немного. Я точно знаю, что постоянно такие есть в поездах Пасила-Оулу. По остальным направлениям они тоже встречаются, но не регулярно. Видимо, их ставят в зависимости от спроса, загрузки, сезона - не знаю. Раньше была информация, в поездах каких номеров эти вагоны курсируют и можно было вычислить нужный поезд, а теперь такой информации нет.

Не так давно появившееся платформы HCC крытые, с освещением и вентиляцией. Их в этих поездах большинство. На верхний ярус помещается до 6 автомашин высотой до 184 см, на верхний - до 6 автомашин высотой до 205 см.

Так что, если автомашина выше 205 см, понять, можно с ней проехать в нужный день на таком поезде, получается только "методом тыка", то есть бронируя билеты. Дойдет до оплаты - значит, вагон GFOT и надо быстрее покупать билеты, потому что таких мест мало.

Погрузка автомашин на платформы происходит двумя способами: загоняет сам владелец, тогда на погрузку необходимо приехать примерно за час до отхода поезда (вреям написано в билете), либо машину загоняет служащий терминала. В этом случае ее можно подгнать заранее, оставить ключи и где-то провести время до посадки на поезд. 

На сигналку машину лучше не ставить - платформы дергаются и она "оборется" и может посадить аккумулятор.

По разгрузке есть один момент, который необходимо знать. Если путешествие происходит зимой или весной, на открытых ярусах платформы GFOT перед тем, как завести двигатель машины для выгрузки, нужно открыть капот и убедиться, что подкапотное пространство не забило в пути снегом.

Купе в спальных вагонах маленькие, кровати на двух ярусах. С парой дорожных сумок там не развернуться, поэтому мы в поезд готовим отдельно маленькую сумку со всем необходимым - умывальные принадлежности и т.д. 
"Обстановка" в зависимости от модели вагона немного разная, но принцип один. Две кровати, шкафчик, мини-столик. Иногда его роль играет крохотная выдвижная раковина-умывальник.


В шкафчике приготовлено по маленькой бутылочке воды, пара мокрых салфеток, одноразовые стаканы.  
В поезде есть вагон-кафе, в котором можно перекусить (2-3 горячих блюда, сэндвичи, разливное пиво, кофе, чай, вода, кондитерка). Нужно только учитывать, что в поезде есть сидячие вагоны и их обитатель минут через после отправления плотно заполнят кафе и перекусывать придется стоя.


Сразу после посадки по вагонам проходит кондуктор. Ему нужно просканировать штрих-коды ваших билетов, поэтому не забывайте распечатки в машине.

И еще один практически совет. Зимой и весной (до середины апреля) эти поезда пользуются огромной популярностью у лыжников и желающих посетить резиденцию Деда Мороза. Поэтому на это время билеты нужно брать сильно заранее.
Удачных путешествий!