ЗАПОЛЯРНАЯ НОРВЕГИЯ: НА МАШИНЕ НА ОСТРОВ СОРОЙЯ

Целью нашего очередного рыболовного путешествия был остров Соройя (Soroya) (если правильно произносить по-норвежски, это будет Сёрёйя, но у нас принято его называть в английской траскрипции), его юго-западная оконечность, где расположен населенный пункт Хасвик (Hasvik) (GPS N70°29'12.8'' E022°09'27.4'') и рыболовная база Big Fish Adventure. 



Соройя - четвертый по величине остров Норвегии - расположен за полярным кругом. Ближайший крупный населенный пункт - город Хаммерфест (Hammerfest) - самый северный город Европы. 
Время поездки - середина сентября, продолжительность 10 дней. Автомашина "Шевроле Орландо", экипаж 3 человека. 
Маршрут составлялся так, чтобы потерять как можно меньше времени в пути: отпуска "не резиновые" и тратить два лишних дня на дорогу совсем не хотелось, поэтому вновь был выбран комбинированный маршрут: в первый день старт ранним утром из Москвы в финский город Тампере (1350 км)



затем ночь на поезде (с машиной), в 9 утра выгрузка в столице Лапландии Рованиеми и во второй день - завершающий 600-километровый отрезок пути до местечка Оксфьорд  (GPS N70°13'59.9'' E022°22'01.0'')



откуда три раза в день ходит пором на Соройю.



Дорога от Москвы до границы с Финляндией многократно прописана и трудностей не предтавляет. Замечу только два момента. Первый - на Е-105 осталось совсем немного плохих участков в районе Торжка - в целом трасса становится все лучше и лучше.   
Второй - появилась возможность быстро переехать с петербургской КАД на трассу "Скандинавия": пущен в эксплуатацию соответствующий участок ЗСД (Западного Скоростного Диаметра) 


     
На момент нашего проезда на нем еще во всю шли отделочные строительные работы и поэтому проезд еще был бесплатным, но когда работы завершат, проезд по ЗСД станет платным. Однако "овчинка выделки стоит" - трасса скоростная и перезд с КАД на "Скандинавию по этой трассе заметно быстрее  (видео)

Границу пересекали в Торфяновке - это наиболее оптимально, когда двигаешься в сторону Тампере. Поскольку стартовали рано утром, на переходе оказались в середине дня - очередей особо не было, но часа полтора на две границы все же потратили. 

Путь от границы до Тампере описывать нет необходимости, напомню только, что идет большая реконструкция трассы от границы в сторону Хельсинки. Про подъезд к вокзалу в Тампере и погрузку машины в вагон я подробно писал вот здесь http://fishingroads.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html

Поезд прибывает в Рованиеми в 9,20 утра, По-фински неспешная выгрузка машины - и около 10 утра можно стартовать.
До точки назначения - паромного терминала в Оксфьорде - около 650 км и быть там надо около в 19 часов по местному времени (последний паром в Хасвик отправлятся в 19.45). Получается на дорогу 10 часов (один час добавляется из-за разницы по времени между Финляндией и Норвегий), но примерно половина пути пойдет хоть и по хорошей дороге, но по горному серпантину, поэтому, по опыту, мы на этот участок закладываем среднюю скорость 70-75 км/час. Так что у нас было немного времени на остановки.
Нам очень повезло с погодой. Я давно мечтал оказаться в Норвегии золотой оченью и при солнечной погоде  - очень хотелось полюбоваться буйством красок в фьордах и шхерах. И вот мечта сбылась. Но сначала мы с неменьшим удовольствием любовались осенней Лапландией.
К нашей радости, мы застали окончание грибного сезона и проехать мимо россыпей подосиновиков не смогли. И пусть большинство из них были уже слишком большими, тем не менее в течении получаса мы себя грибами на всю поездку обеспечили


    
Дорога через Лапландию проходит по холмистой местности с плавными поворотами, а местами и просто прямая, как стрела. Движения почти нет, максимально разрешенная скорость (в сентябре) 100 км/час. 
Примерно половину пути до норвежской границы дорога идет по красивому лесу
(видео)  Но затем лес сменяется кустарником, а пейзаж становится больше похожим на тундру - здесь-то и был собран наш грибной "урожай".

Незадолго до норвежской границы (30-40 км) мы обычно останавливаемся у придорожного кафе-магазина (GPS N68.57069°' E023.33551') - размяться, перекусить и дозаправить машину "дешевым" финским бензином (при кафе есть небольшая АЗС).  Там можно приобрести и лапландские сувениры - магнитики, наклейки и пр. В магазинчике большой асортимент мороженной оленины, есть варенье из морошки, сушеная оленина к пиву и другие экзотические и обычные продукты.

Прохождение границы состоит в снижении скорости до 30 км/час и проезде через через зеленый коридор. 

От границы дорога начинает плавно подниматься в горы и пейзаж меняется: невысокий лес, кустарник кустарник, скалы


  
 .  

Нужно заметить, что и здесь подосиновиков было не меньше, чем в Лапландии, но мы уже не останавливались и любовались россыпями красных шляпок на ходу.
Как я уже сказал, подъем на перевал происходит очень плавно, а вот вниз дорога идет по великолепному по своей красоте глубокому ущелью (видео).

Не менее красива и дорога от Альты в Оксфьорд - она идет по берегам фьордов, лишь однажды поднимаясь на небольшой перевал.
.


Почти на всем протяжении этого участка дорога двухрядная с хорошим покрытием (видео). Движение более чем спокойное. Правда последние километров десять перед Оксфьордом дорога сужается до 1 полосы с карманами для разъезда. 

Паромный терминал находится справа от дороги не доезжая Оксфьордка километр-полтора. Как всегда на паромных терминалах, на площадке ожидания размечены коридоры для машин по направлениям.




Паром небольшой, поэтому погрузка начинается "по факту прибытия парома" - минут за 15 до отхода.



У нас было время до погрузки и мы проехали чуть дальше - в сам Оксфьорд. Это небольшой населенный пункт, деревушка. Есть супермаркет и небольшое кафе (в здании почты), где можно перекусить

Доступ к машинам во время движения парома разрешен. Для пассажиров в нососвой части находится салон. Оплата после отправления - подходит кондуктор. В салоне есть крохотное кафе "самообслуживания" - берешь чай, кофе. выпечку, а деньги бросаешь в коробку. Здесь карты "не рулят" :).  В пути паром около полутора часов.  

Хасвик - небольшая рыбацкая деревушка (в норвежском понимании): есть небольшой морской порт, аэропорт, отель, два супермаркета, АЗС, больница, рыбзавод. 

Отчет о нашей рыбалке можно прочитать здесь ЗАПОЛЯРНАЯ НОРВЕГИЯ. ОСТРОВ СОРОЙЯ. БОЛЬШАЯ РЫБА 

Обратная дорога не составила труда - первый рейс из Хасвика паром делает в 6.15 утра, а поезд отправляется около 8 вечера -  даже с учетом того, что мы "терям" час при въезде в Финляндию, время на дорогу более чем достаточно.
Еще на пути туда мы приметили место, где  было много  брусники и даже черники (GPS N66°39'39.8'' E025°28'01.4') . Поэтому на обратном пути имевшийся в запасе часок мы использовали, чтобы набрать ягод домой - без гребенки, руками, успели набрать по литру отборной брусники



В Тампере поезд прибывает в 6.15 утра - это позволило при всех задержках в пути быть в Москве около полуночи. 

Удачный поездок!